Как самая известная гейша Японии околдовала Запад
Ей посвящал стихи Николай Гумилев, Пабло Пикассо писал ее портреты, а парфюмеры французского дома Guerlain выпустили в ее честь аромат, который впоследствии стал бестселлером. SPLETNIK.RU рассказывает о Садаякко — самой известной японской гейше, а также актрисе и танцовщице.
Америка научила меня тому, что естественность — это главное искусство,
— сказала танцовщица, актриса и гейша Садаякко в интервью американскому изданию Dramatic Mirror в 1906 году.
Именно тогда она вернулась в свою родную Японию после трехлетнего путешествия по Штатам и Европе.
В Японии мы рисуем наши лица как картинку: рисуем маленькие тонкие брови, губы красим красным, сильно пудрим лицо. Американцы говорили, что тем самым мы становимся похожи на мертвецов, а не на живых женщин. В каком-то смысле они правы,
— добавляла она.
Садаякко колесила по Японии около трех лет, но влияние, которое она оказала на западные представления о красоте, танцах и косметике, было колоссальным.
Я в долгу перед Америкой. Эта поездка многому научила меня,
— говорила актриса.
Но Садаякко не только училась сама, но и учила других. С нее брали пример ведущие американские и европейские актрисы и хореографы того времени: все, от Сары Бернар до Эллен Терри и Айседоры Дункан, были в восторге от ее уникальной красоты и умения преображаться с помощью макияжа.
Садаякко родилась в богатой семье. Она была двенадцатым ребенком в семье торговца, ее дед был известным помощником судьи. В четырехлетнем возрасте, когда ее семья разорилась из-за начавшейся в период Мэйдзи инфляции, девочку удочерила владелица дома гейш Хамата-я. Этот трагический поворот судьбы привел к тому, что Садаякко стала одной из самых знаменитых гейш в ее родной стране. Но об этом чуть позже.
Владелица дома гейш послала ее обучаться грамоте (что по тем временам было большой редкостью), она тайно посещала уроки дзюдо, верховой езды и игры в бильярд. В 1886 году ее выкупил тогдашний премьер-министр Ито Хиробуми. По слухам, именно ради него она хранила девственность до 15 лет (сегодняшние гейши больше не практикуют эту традицию, отчасти изменилось представление о гейшах как о «падших женщинах»). Примерно в то же время она стала исполнять свои первые роли в театре кабуки, что тоже было новаторским для того времени, ведь в театре тогда играли исключительно мужчины, женщинам же на одной с ними сцене находиться было запрещено.
Амбициозная Садаякко была представительницей нового поколения японских женщин, которые получили образование, а также занимались верховой ездой, играли в бильярд (традиционно считавшийся «мужским» занятием) и выступали на сцене.
Садаякко стала в какой-то степени иконой в мире красоты и моды. Она выпустила свою собственную линию косметики, вдохновленную цветовой палитрой гейши. Микс из красного, белого и черного цветов до сих пор доминирует в рекламных кампаниях японских косметических брендов, таких, как Shiseido и SK-II. Французский дом Guerlain выпустил аромат Yacco в знак уважения к ней. А чтобы купить кимоно ее дизайна, представленные в бутике недалеко от Оперы Гарнье в Париже, люди записывались в очередь.
В 1899 году ее труппа стала первым японским театральным коллективом, выехавшим за пределы страны: первоначально актеры посетили Сан-Франциско, затем Чикаго и Нью-Йорк, в 1900 году выступали в Париже на Всемирной выставке.
Когда Садаякко появилась в 1900 году в Париже, то это было изумительным откровением для большинства парижан. Откровение было тем приятнее, что искусство Садаякко представляло великолепный контраст с безобразными глупыми зрелищами Всемирной выставки. Японская актриса превозносилась до небес, для нее переводили «Даму с камелиями», ее сравнивали с Дузе, и счастливая и обогащенная, она вернулась на свой цветущий архипелаг,
— писал о ней тогда театральный критик Владимир Лачинов в «Очерке японского театра».
Впервые во Франции выступила японская театральная труппа, причем с таким триумфом. Одна из немногих оставшихся фотографий Садаякко была сделана Пабло Пикассо. Композитор Клод Дебюсси черпал вдохновение в образе Садаякко при написании музыки. Он не раз бывал на ее выступлениях в Милане. Во время японизма (направление в европейском искусстве XIX столетия) Садаякко была кумиром и музой для французских художников.
Работа Пабло Пикассо
Модные критики говорят, что именно щедро украшенные кимоно Садаякко предзнаменовали тренд на французскую моду с японским акцентом, который подхватили многие дизайнеры, среди них был и Кристиан Диор (вспомним его коллекцию 1950-х годов, вдохновленную самураями). Впрочем, современные кутюрье тоже нередко посвящают свои коллекции Японии. Так, круизная коллекция Louis Vuitton 2018 года вызывает ассоциации с миром самураев, метафорическими гравюрами, церемониальными одеяниями, униформой для занятия боевыми искусствами, кинодрамами Куросавы и фильмами Такеши Китано. Николя Жескьер не просто так провел показ в Киото.
Искусство макияжа
Садаякко можно назвать хамелеоном: она чувствовала себя комфортно как в одеянии гейши, так и в нарядах своих героинь на сцене театра, например в одеянии шекспировской Офелии, отвергнутой возлюбленной Гамлета, которая утонула в плачущем ручье. Чтобы подчеркнуть трагичную судьбу своего персонажа, она могла сделать минималистичный макияж: лишь накрасить глаза тушью.
Японское искусство — перевоплотиться в куклу. На американской сцене мы должны показать себя как живую женщину,
— говорила она в интервью.
Идеальный тон лица она создавала с помощью рисовой пудры, нанося его толстым белым слоем вплоть до шеи. Тональный крем был нанесен поверх смеси базового слоя из воска и масла ромашки, которую разогревали руками и использовали для приглаживания пуховых волос на лице. Вместо подводки, карандаша для бровей и туши использовали обычный уголь.
Когда Садаякко вернулась в Японию в 1901 году, она стала звездой, которую ее современники считали примером современной свободной женщины (сейчас бы мы сказали — феминисткой). Семь лет спустя она открыла первую театральную школу для женщин. А история ее жизни была пересказана Лесли Даунером в книге «Мадам Садаякко: гейша, которая околдовала Запад».
Старость
В 1912 году, через год после смерти своего мужа, театрального актера и активиста движения за свободу и народные права Каваками Отодзиро, она стала любовницей Фукудзавы Момосукэ (он был официально женат). В сентябре 1917 года решила завершить карьеру на сцене и превратила свой дом в музей. В 1933 году у Садаякко обнаружили рак печени. Метастазы распространились на язык, поэтому она не могла есть и пить. До конца ее дней о ней заботилась ее приемная внучка.