Лили Джеймс: «Любовь и музыка — больше ничего и не нужно»
Cosmo встретился с Лили Джеймс в Лондоне и выяснил, каково жить в мире, который не знаком с The Beatles, Гарри Поттером и кока-колой, как это произошло в фильме Yesterday, где она играет главную женскую роль.
Лили, какие у тебя отношения с The Beatles?
Лили Джеймс: Как и вся музыка в моей жизни, это был подарок от близкого человека. Меня с детства с разными группами и исполнителями знакомили родственника, друзья, любимые. В случае с The Beatles это был мой отец. И вообще он оказал огромное влияние на мой музыкальный вкус, которые он формировал у меня на протяжении детства. Он рассказывал о любимых группах, записывал мне сборники их главных хитов. Так что The Beatles всегда были частью моего музыкального образования. Ну и просто частью моей жизни, ведь у них так много песен, которые стали неотъемлемыми элементами нашего культурного ландшафта. Но это все было «знакомством по верхам», я только недавно стала настоящей битломанкой. Мы снимали это кино в Саффолке, много путешествовали на машине туда и обратно, и в этих путешествиях я стала слушать их — альбом за альбомом — и глубже погружаться в их музыку. Теперь я понимаю, почему это величайшая группа всех времен и народов.
А ты не беспокоилась о том, что подумают Пол Маккартни и Ринго Старр — два оставшихся в живых из ливерпульской четверки?
У нас было их одобрение с самого первого дня. Пол и Ринго одобрили сценарий и список песен, ознакомились с каждым аспектом и дали добро. Да и есть ли способ лучше восхвалить их музыку, чем тот, что мы выбрали в этом фильме?
Лили, у твоего персонажа интересная манера одеваться. У нее, скажем так, в музыке вкус лучше, чем в одежде…
Так, полегче, я и в жизни примерно так же одеваюсь! (Смеется.) В сцене, когда Джек стучит в мою дверь, я ему открываю в пижаме с кошечками, так вот примерно такую же пижаму я ношу в реальной жизни. Одежда всегда помогает найти персонажа. Мне вообще в этом плане везло: в «Аббатстве Даунтон» платья и аксессуары ар-деко выражали внутреннее бунтарство моей героини, в «Золушке» уже ставшее культовым голубое платье тоже было своего рода выражением протеста и реакцией: мол, раз вы не хотите пускать меня на бал, то я приду в самом роскошном, нарочито помпезном виде, чтобы все рты пооткрывали от такой красоты. (Смеется.) В фильме Элли носит типичную одежду британских хипстеров, купленную, скорее всего, на блошином рынке или в секонд-хенде. Не потому, что она не может себе позволить что-то более дорогое, а потому что ей это не надо. Она считает, что есть способы получше потратить скромную зарплату учительницы. И это тоже в какой-то мере социальное высказывание. Вообще-то одежда помогает войти в образ: ее ботинки, плащи и парик, под который мне приходилось прятать длинные светлые волосы. Я сразу чувствую, как персонаж должен ходить, двигаться, держать голову. И очки! Эти проклятые очки, которые в кадре появляются всего один раз, мы выбирали полдня — перемерили сотни оправ, пока нашли самую ботанскую.
А все ради того, чтобы немного приглушить твою привлекательность?
Когда ты играешь персонажа, надо держать в узде свое тщеславие. Иногда я попадаю в эту ловушку и думаю, что предпочитаю правую половину своего лица левой, и начинаю подставлять ее под камеру. И потом сама себя одергиваю: «Что ты творишь? Нельзя играть живого, настоящего человека и при этом думать, какая сторона твоего профиля смотрит в камеру». Смысл актерства как раз в том, чтобы каждый раз выглядеть и чувствовать себя по‑разному, быть кем-то другим.
Женщинам это, наверное, сложнее, потому что их больше оценивают по внешности?
Да, это точно, куда больше, чем мужчин. Но мне кажется, когда дело касается персонажей, это не так сильно проявляется. И чаще всего награды дают как раз за роли, где актеры, как женщины, так и мужчины, преображаются до неузнаваемости. Но это не мой случай — даже несмотря на парик и одежду, меня по‑прежнему очень легко узнать. На «Оскар» можно даже не надеяться! (Смеется.)
В той реальности, что Ричард Кертис создал для фильма, не существует не только «Битлз», но и таких вещей, как сигареты, кока-кола, Гарри Поттер. Если бы ты могли избавиться от чего-то в мире, что попало бы под раздачу?
Я избавилась бы от пластика, и наши океаны не были бы в таком плачевном состоянии. Неплохо и от брекзита избавиться! Так и запишите: брекзит и пластик — две наши главные беды.
В фильме есть важная сцена, когда Элли убеждает Джека не возвращаться к работе учителя, а продолжить попытки построить музыкальную карьеру. Учителя чем-то хуже музыкантов?
Наоборот, Дэнни описал это кино как признание в любви учителям. Его сестра — учительница, и он очень тепло относится к этой профессии. В финале мы видим сцену, которая показывает: самое важное, что можно сделать с музыкой The Beatles, — это поделиться ею с детьми, передать ее молодому поколению. Дэнни попросил меня перед съемками провести время в школе. И хотя в фильме у меня только одна тридцатисекундная сцена, где я преподаю детям, я провела два дня с учениками и учителями. Я с удовольствием провела бы там много недель — настолько была под впечатлением от этих потрясающих людей. Так что нет, никто из нас не относится пренебрежительно к профессии учителя. В этой сцене Элли просто имела в виду, что Джеку еще есть что сказать. Он должен это сделать для самого себя и не ставить пока крест на своей мечте, пусть она и кажется недостижимой. А если он смирится и станет преподавать, то никогда не сможет даже попытаться исполнить мечту. Я это поняла из общения с учителями: эти люди на 100% посвящают себя и все свое время работе и ученикам. Они работают с раннего утра и до поздней ночи, дают индивидуальные уроки, участвуют во внеклассной деятельности вроде хора и театрального кружка. Тут уж точно не найдется времени, чтобы репетировать, сочинять песни и выступать в клубах.
Твоя карьера началась всего лет 6−7 назад, а ты уже успела поработать с лучшими британскими режиссерами вроде Кеннета Браны, Джо Райта, Эдгара Райта. Как Дэнни Бойл вписывается в этот ряд? Чем он хорош?
Он настолько энергичен, постоянно заряжен, что аж дрожит от энтузиазма. При этом он такой веселый, любит дурачиться. С ним невероятно легко как с человеком. А еще он очень бережно относится к работе всех отделов, в нем силен этот дух коллаборационизма. Он никогда не говорит, что это «его фильм», он подчеркивает — «наш фильм». Это вдохновляет абсолютно всех, кто с ним работает. Он находится с тобой на протяжении всего процесса, и кажется, что он только и думает, что о тебе и о том, что тебе лично нужно сделать. И хоть он известен своим визуальным стилем, он никогда не заставлял нас обращать внимание на камеру. Он всегда с актерами, и поэтому мы расслаблены и чувствуем себя в своей тарелке.
В чем для тебя заключается главное послание этого фильма?
(Начинает напевать All You Need Is Love) Любовь — это всё, что нам нужно, разве нет? Ну хорошо, нам еще нужна музыка. Много музыки. А еще так важно всегда быть честным — с близкими, окружающим миром и главное — с собой. Это не так уж и трудно, но почему-то многие об этом забывают.
Интервью: Заира Озова